В последние годы Китай активно развивает концепцию низковысотного воздушного транспорта, включая беспилотные летающие такси и дронов-доставщиков.
Эти технологии могут значительно изменить городской транспорт и логистику.
В Китае набирает популярность концепция «низковысотной экономики» (Low-Altitude Economy), которая охватывает воздушное пространство до 1000 метров над землей (в некоторых регионах до 3000 метров).
Это интегрированная экономическая модель, включающая не только пилотируемые, но и беспилотные летающие аппараты, которые используются в пассажирских и грузовых перевозках, а также в спасательных операциях и инспекционных работах.
Одной из главных инноваций является eVTOL (electric vertical takeoff and landing) — беспилотные электрические аппараты вертикального взлета и посадки.
Этот тип транспорта сочетает безопасность больших самолетов, удобство вертолетов и экономичность электромобилей. eVTOL-аппараты не выбрасывают вредных веществ, требуют меньше пространства, имеют низкие затраты и уровень шума.
Они предназначены для внутригородских и междугородных перевозок на короткие расстояния, а полная автоматизация снижает риск человеческого фактора.
Развитие «низковысотной экономики» активно поддерживается инвестициями.
По состоянию на октябрь 2024 года 23 компании, работающие в сфере дронов и eVTOL, привлекли около 13,8 миллиона долларов США.
Инвесторами выступают крупные венчурные и государственные фонды. В Китае разработки ведут как традиционные автопроизводители (GAC, XPeng, Geely), так и инновационные компании (EHang, Feihang Aviation), а также международные участники, такие как Boeing, Airbus и Embraer.
Развитие сектора поддерживается на государственном уровне: почти 20 китайских провинций и городов включили его в свои стратегические планы.
Более 100 городов, включая Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь, приняли нормативные акты для ускорения развития низковысотных полетов. В 15 мегаполисах разрабатываются демонстрационные проекты, связанные с маршрутами низковысотных полетов.
Программа «Зеленая авиация» предусматривает запуск коммерческих операций eVTOL уже в этом году в туристических зонах и пригородах.
Прогнозируется, что объем китайского рынка «низковысотной экономики» в 2024 году достигнет 1,5 триллиона юаней (около 200 миллиардов долларов), а к 2035 году превысит 3,5 триллиона юаней (около 470 миллиардов долларов).
К 2030 году Китай планирует внедрить 100 000 летающих автомобилей.